Управление государственного заказа Ненецкого автономного округа (Управление госзаказа НАО)
/realizaciya-antikorrupcionnoj-politiki/normativno-pravovye-akty-v-sfere-protivodejstviya-korrupcii/plan-protivodejstviya-korrupcii/informaciya-o-vypolnenii-plana-protivodejstviya-korrupcii-za-2020-god/ privet

Информация о выполнении плана противодействия коррупции за 2020 год

Информация о выполнении мероприятий за

2020 год, предусмотренных Планом противодействия

коррупции в Управлении государственного заказа Ненецкого

автономного округа на 2018-2020 годы

1. Ежеквартально в комитет по вопросам противодействия коррупции Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа направлялась информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (нарастающим итогом, форма Мониторинг-К Экспресс).

Также осуществлялось информационное взаимодействие с Прокуратурой Ненецкого автономного округа по вопросу проведения антикоррупционных экспертиз проектов и принятых нормативных правовых актов Управления.

2. Проведено 5 (пять) оперативных совещаний с сотрудниками Управления, в том числе о рассмотрении:

1) методических рекомендаций Минтруда России по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в ходе декларационной кампании 2020 года (отчетный период - 2019 год), Указа президента РФ от 17.04.2020 № 272 «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.», Закона НАО от 27.04.2020 № 176-ОЗ «Об отдельных вопросах представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года»;

2) Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подготовленный Минтрудом России;

3) положений Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»;

4) свод материалов об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мера административной ответственности и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение ответственности «Ответственность за коррупционные правонарушения» (пункты 2.1, 2.2 Плана);

5) Рассмотрение итогов исполнения мероприятий предусмотренных планом противодействия коррупции, за 2020 год (пункт 1.2 Плана).

Кроме того:

Регулярно с сотрудниками Управления проводятся консультационно – методические совещания, семинары на которых освещается практика применения законодательства о контрактной системе арбитражными судами Российской Федерации, разъясняются меры по соблюдению гражданскими служащими (работниками) ограничений и запретов, а также по исполнению ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

с 1 по 11 марта и с 9 по 22 ноября 2020 года 2 сотрудника Управления прошли курсы повышения квалификации в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на тему: Противодействие коррупции в органах государственной власти (пункты 2.1, 2.2, 4.5 Плана).

3. Проведены мероприятия по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной службы в Управлении и входящие в состав комиссий по закупкам (путем анализа учредительных документов, выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, состава учредителей (участников) организаций – участников закупки).

На сайте генеральной прокуратуры комиссиями по закупкам проводилась проверка участников закупок – юридических лиц, подавших заявки на участие в конкурентных процедурах, об отсутствии у них правонарушений предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ в течение двух лет до момента подачи заявки.

В результате осуществлена проверка 1102 хозяйствующих субъектов, которые подавали заявки на участие в конкурентных процедурах.

Случаи возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов не установлены (пункты 2.3 – 2.5 Плана).

4. Организована работа по представлению государственными гражданскими служащими Управления в установленный срок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год (далее – сведения за 2019 год).

Сведения за 2019 год размещены на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленный срок.

Нарушений установленных сроков предоставления сведений за 2019 год не допущено.

Указанные сведения за 2019 год были размещены на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленный срок (пункты 2.6, 2.7 Плана).

5. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009
№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 15.04.2009 № 54-п «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и их проектов».

В рассматриваемый период Управлением разработано 15 проектов нормативных правовых актов.

Предварительно проекты направлялись в Прокуратуру Ненецкого автономного округа.

В указанных проектах коррупциогенных факторов не выявлено
(АППГ – 0). Принятые нормативные правовые акты направлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Прокуратуру Ненецкого автономного округа для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

В течение года проводилась независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов разрабатываемых Управлением, с размещением ответственными лицами указанных актов на едином региональном интернет-портале для размещения нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.

Заключения от независимых экспертов в распоряжение Управления не поступали (пункт 2.8 Плана).

6. Заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Управления и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия по конфликту интересов) не проводились (пункты 2.9, 2.10 Плана).

7. В июне 2020 года сотрудники Управления прошли интерактивный тест (в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») «Мы против коррупции» на знание законодательства, истории и художественной литературы в области противодействия коррупции.

В декабре 2020 сотрудники Управления прошли тестирование (в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. По результатам тестирования средний результат правильных ответов составил 85%. (пункт 2.11 Плана).

8. Сообщений о заключении трудового или гражданско-правового договора с лицами, замещавшими должности государственной гражданской службы в Управлении, не поступало (пункт 2.12 Плана).

9. Доля электронных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в структуре конкурентных процедур, проведенных Управлением, составляет 100 % (пункт 3.1 Плана).

10. Для оптимизации закупочных процедур в 2020 году продолжается практика проведения совместных электронных процедур, в большинстве случаев заказчиками применяются типовые технические задания, обоснования начальных максимальных цен контрактов, с анализом цен за единицу товара, а при возможности и типовые контракты разработанные Управлением (3.2 Плана).

11. Проведено 10 учебно-консультационных занятий с заказчиками Ненецкого автономного округа, муниципальными образованиями, а также с региональными предпринимателями:

1) 20-21 января 2020 года проведен учебно-консультационный семинар с заказчиками Ненецкого автономного округа по теме: «Особенности работы с программным модулем МИК» (в Центре тестирования и профессионального развития Администрации Ненецкого автономного округа);

2) 14 февраля 2020 года состоялся учебно-консультационного семинар с муниципальными заказчиками Ненецкого автономного округа, в ходе его проведения были рассмотрены вопросы, связанные с закупками для обеспечения муниципальных нужд (в здании Администрации Ненецкого автономного округа);

3) 28 мая 2020 года Управлением совместно с федеральной электронной площадкой «ТЭК-Торг» проведён вебинар для заказчиков, муниципальных образований Ненецкого автономного округа и региональных предпринимателей, посвящённый развитию законодательства о контрактной системе в 2020 году и антикризисным мерам в сфере закупок в связи с коронавирусом (COVID-19) (дистанционно);

4) 26 июня 2020 года Управлением совместно с электронной площадкой «РТС-тендер» проведен бесплатный вебинар для заказчиков Ненецкого автономного округа и региональных предпринимателей по теме: «Новации в нормативно-правовом регулировании закупок для государственных и муниципальных нужд: обзор последних изменений в законодательстве о контрактной системе и перспективы развития 44-ФЗ» (дистанционно);

5) 28.07.2020 Управлением совместно с федеральной электронной площадкой «ТЭК-Торг»проведён вебинар для заказчиков и региональных предпринимателей, посвящённый нововведениям в сфере закупок, в том числе принятые постановления Правительства № 921 и № 961 от 25.06.2020 и 30.06.2020 соответственно;

6) 10.09.2020 Управлением совместно с электронной площадкой «РТС-тендер»проведён бесплатный онлайн-семинар на тему: «Изменения в сфере закупок строительных работ»;

7) 21.10.2020 Управлением проведён бесплатный обучающий вебинар о работе в системе «Модуль исполнения контрактов», а также посвященный проблемным вопросам ее использования;

8) 06.11.2020 Управлением проведена видеоконференция с участием региональных предпринимателей, посвященная особенностям проведения закупок на поставку продуктов питания;

9) 04.12.2020 Управлением совместно с электронной площадкой «РТС-тендер» проведён бесплатный вебинар для заказчиков Ненецкого автономного округа, посвященный особенностям планирования и нормирования в сфере закупок;

10) 11.12.2020 Управлением совместно с федеральной электронной площадкой «ТЭК-Торг»проведён вебинар для заказчиков и региональных предпринимателей, посвящённый планируемым изменениям законодательства о контрактной системе в 2021 году (пункт 3.3 Плана).

12. С учетом особенностей, установленных Федеральным законом№ 44-ФЗ, Управлением для организации электронных процедур разработаны, а также используются типовые документации на проведение конкурсных процедур, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений.

Кроме того, в части методологической помощи заказчикам своевременно направлялась информация об актуальных изменениях законодательства о контрактной системе (пункт 3.4 Плана).

13. В сентябре 2020 года проведено общественное обсуждение электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Школа-сад в п. Нельмин-Нос Ненецкого автономного округа».

В декабре 2020 года проведено общественное обсуждение электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение (путем инвестирования) жилых помещений в целях переселения граждан, проживающих в жилых домах, непригодных для проживания и/или с высоким уровнем износа.

По результатам общественных обсуждений приняты решения о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, план-график размещения заказов (закупок) (пункт 3.5 Плана).

14. В целях повышения эффективности исполнения контрактов и снижения коррупционных рисков на стадии исполнения контрактов между региональными заказчиками и контрагентами в системе «Модуль исполнения контрактов» (далее – система МИК) осуществляется электронный документооборот. Управлением на регулярной основе осуществляется контроль использования заказчиками системы «МИК». За первое полугодие 2020 года было выявлено 37 контрактов, в рамках которых заказчиком не осуществлялось взаимодействие с контрагентом в системе МИК, а за 2 полугодие уже только 8 контрактов (пункт 3.6 Плана).

15. В целях снижения коррупционных рисков и увеличения доли централизованных закупок, систематически проводится работа по централизации закупок заказчиков Ненецкого автономного округа, в том числе Управлением приняты следующие приказы:

от 30.03.2020 № 2 «О внесении изменения в Перечень заказчиков Ненецкого автономного округа, для которых определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется централизованно»;

от 18.06.2020 № 5 «О внесении изменений в Перечень заказчиков Ненецкого автономного округа, для которых определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется централизованно»;

от 28.10.2020 № 9 «О внесении изменений в Перечень заказчиков Ненецкого автономного округа, для которых определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется централизованно»;

Результатом мер по усилению централизации закупок, явилось увеличение числа закупок, проводимых Управлением в текущем году к аналогичному периоду прошлого года. В количественном выражении доля централизованных закупок возросла в текущем году с 22 % до 32 %, а по отношению к 2017 году – в 2,5 раза (в 2017 – 12,8 %). Централизовано осуществляют закупки 86 % заказчиков.

С 01.04.2020 централизованы конкурентные закупки всех учреждений, подведомственных Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, а также ГБУ НАО «Центр кадастровой оценки» не зависимо от размера начальной максимальной цены контракта (договора).

С 01.07.2020 централизованы конкурентные закупки еще 5 учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, с начальной максимальной ценой контракты от 100 тысяч рублей.

С 01.11.2020 централизованы конкурентные закупки казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Служба материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа» с начальной максимальной ценой контракты от 1 млн. рублей.

В части централизации закупок Управлением предусмотрено увеличение плановых показателей в 2020 году до 50%, с одновременным увеличением штатной численности.

В настоящее время штатная численность Управления осталась без изменений, тем не менее, с учетом принятых решений в 2021 году уровень централизованных закупок возрастет до 45 % (по количеству). В 2020 году объявлено 575 закупок, в целях заключения 980 контрактов (с учётом совместных торгов).

До 1 марта 2021 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа поручено представить предложения о централизации закупок окружных государственных учреждений.

В целях сохранения кадрового потенциала, Управление предлагает усилить централизацию закупок государственных учреждений округа, за счёт сокращения штатных единиц контрактных служб (контрактных управляющих) централизуемых учреждений.

16. В целях повышения гласности прозрачности и открытости закупок малого объёма, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с 2018 года в округе функционирует «Электронный маркет (магазин) Ненецкого автономного округа для «Малых закупок» (далее – Электронный магазин). Данный проект реализован, для снижения коррупционных рисков, предотвращения злоупотребленийпри осуществлении таких закупок.

По результатам работы Электронного магазина за 2020 год объем закупок составил 344,25 млн. рублей, что выше на 14% чем в 2019 году. Экономия бюджетных средств осуществленных через Электронный магазин по итогам года – 9,16 млн. руб., что составляет 3,03% от заключенных контрактов.

В рамках реализации Соглашения об информационном сотрудничестве между Администрацией Ненецкого автономного округа и Правительством города Москвы, осуществлена интеграция АИС «Портал поставщиков» и Электронного магазина, успешно проведены тестовые испытания взаимодействия систем.

На постоянной основе осуществлялся мониторинг и анализ практики применения антикоррупционного законодательства, повышение уровня квалификации должностных лиц, ответственных за разработку проектов нормативных правовых актов, осуществление предварительного контроля документации на соответствие антикоррупционному законодательству при осуществлении закупок, анализ проектов нормативных правовых актов на наличие рисков нарушения антикоррупционного законодательства (пункт 3.8, 3.9 Плана).

17. 23.12.2019 проведено заседание Общественного совета при Управлении государственного заказа Ненецкого автономного округа.

В рамках заседания были рассмотрены:

- отчёт Управления о реализации Плана противодействия коррупции в 2019 году;

- итоги деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов за 2019 год.

25.06.2020 и 16.12.2020 проведены заседания Общественного совета при Управлении государственного заказа Ненецкого автономного округа.

В рамках заседания были рассмотрены:

- проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Управления;

- направление дальней централизации закупочной деятельности заказчиков Ненецкого автономного округа (пункт 4.1 Плана).

18. В целях выявления коррупционных рисков и своевременного реагирования на коррупционные проявления со стороны должностных лиц, Управлением на постоянной основе проводится анализ поступивших обращений граждан и организаций, в том числе публикаций в средствах массовой информации.

За отчетный период в Управление поступило 3 обращения от юридических лиц и 2 от граждан:

21.04.2020 предложение о возможности продления сроков по объявленной закупке. Ответ по результатам рассмотрения обращения направлен 22.04.2020;

22.04.2020 предложение о размещении информации о формировании регионального агентства новостей на сайте Управления. Ответ по результатам рассмотрения обращения направлен 08.05.2020.

19.06.2020 предложение о размещении информации (Сводный обзор 2020 «Развитие регионов России – сила государства») на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ответ по результатам рассмотрения обращения направлен 29.06.2020.

30.10.2020 заявление гражданина о предоставлении регламента «Об утверждении перечня закупок малого объёма, обеспечивающий право заказчикам бюджетных учреждений не использовать электронную торговую систему». Ответ по результатам рассмотрения обращения направлен 23.11.2020.

10.11.2020 предложение от гражданина о поставке оборудования по обеззараживанию воздуха. Ответ по результатам рассмотрения обращения направлен 04.12.2020.

Информация о поступивших обращениях размещена на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 4.2, 4.3 Плана).

19. Информация о деятельности Управления регулярно размещается в соответствующих разделах официального сайта. Принятые Управлением планы о противодействии коррупции и отчеты о его выполнении своевременно размещаются на официальном сайте (пункт 4.4 Плана).

20. Правоприменительная практика по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Управления (включая должностных лиц Управления) отсутствует (пункт 5.1 Плана)

21.Анализ практики закупочной деятельности в регионах показал, что один из коррупционных рисков при осуществлении закупок заложен в следующей цепочке действий: составление технического задания, сложная и запутанная инструкция по заполнению заявки, формальное отклонение «не своего» участника.

Из данных о выявленных в округе преступлениях коррупционной направленности в сфере государственных закупок следует, что основная их часть связана с работой комиссий по закупкам.

В целях снижения указанного риска Управлением:

- на стадии подготовки документации требуется обоснование необходимости включения в техническое задание завышенных характеристик, сравнительные таблицы товаров;

- расширена практика представления участниками закупок только согласия на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;

- если требуются конкретные характеристики, то составляется индивидуальная инструкция – образец, где необходимо заполнить отдельные графы;

- случаи отказа в допуске к участию в закупке рассматриваются на уровне не ниже заместителя руководителя, по крупным закупкам и закупкам, по которым предполагается отказ в допуске всем участника за исключением единственного – руководителем;

- внедрен в практику отказ в допуске в связи с представлением конкретных характеристик товара только за грубые нарушения (пункты 1.3, 5.2 Плана).

22. Информация о незаконном вмешательстве правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов на территории Ненецкого автономного округа в адрес Управлением не поступала (пункт 5.3 Плана).

23. В настоящее время округ один из немногих субъектов РФ, где отсутствует региональная информационная система в сфере закупок.

Такие системы внедрены во всех субъектах – лидерах Национального рейтинга прозрачности закупок.

С помощью региональных систем автоматизируются и стандартизируются функции на всех этапах закупочного процесса, повышается их прозрачность. За счет этого прогнозируется значительное усиление централизации закупок (до 20-30 %) без увеличения штатной численности.

При этом настраиваемая система логических контролей исключит возможность совершения большого количества нарушений, в том числе технического характера.

Автоматизация процессов при осуществлении конкурентных закупок в рамках законодательства о контрактной системе позволит в режиме онлайн осуществлять контроль над осуществляемыми закупками и минимизировать составляющие коррупционные риски (пункт 1.3 Плана).